Все края Отечества, все грани красоты «Уникальная Россия» – самая крупная выставка традиционных российских искусств. Впечатляет широчайший диапазон представленных произведений: живопись, керамика, фарфор; изделия из камня и металла, меха, дерева и кожи; вышивка и роспись.
Россия широка, и её мощный творческий потенциал ощущается на выставке, где участвуют мастера из самых разных регионов страны. Тут можно увидеть (и приобрести) меховые украшения с Дальнего Востока, ювелирные изделия из уральских самоцветов и якутских алмазов, работы столичных дизайнеров (
на фото – изысканные эксклюзивные шляпки Надежды Кузовкиной; «припудренные» серебром кожаные украшения Ирины Якубовой), загадочно-мистических кукол из Сибири (
на фото – работы Марины Клюевой, Ачинск) и многое другое.
Живописный полётЕсли говорить о новых трендах, необходимо наряду с отечественными мастерами отметить участников «глобального юга»: например, специальный стенд демонстрировал колоритные картины африканских художников (
на фото - картина «Рыбаки» Самуэля Какайре из Уганды); объединенный стенд представлял живописные экспонаты из стран БРИКС. Примечательны здесь работы отечественных художников, представляющих экзотические сюжеты
(на фото – «Китайские фонарики» Сергея Крупкина).
О живописи на выставке стоит сказать особо. Впечатление такое, что с каждым годом невероятно расширяется диапазон техник, сюжетов, эксклюзивных находок российских художников; просто какой-то живописный бум, художественный ренессанс. Современность и традиции слились воедино; творческая фантазия, духовный поиск – самого высокого полёта. Причем, в ряде работ полёт представлен в самом прямом смысле слова – сюрреалистично-технологичные образы самолётов на картинах художника из Тамбова Павла Астаулова
(на фото), забавные летающие человечки в волшебных сюжетах Наталии Лукомской (
на фото – приветливый менеджер Лиза на стенде художницы). Работы наших художников всегда высоко ценились в мире; например, картины Павла Астаулова находятся в частных коллекциях не только России, но и Англии, Финляндии, Австрии, Испании, Латвии.
Вне жанровых рамокНекоторые экспонаты трудно отнести к какому-то виду творчества или конкретному жанру. Крупное такое произведение, изображающее денежную купюру достоинством 50 рублей, выпуска 1961 года, выполненное из зеленых бутылочных осколков, или огромная пятирублевка а-ля гжель – это картина, панно, мозаика? На стенде Финансового университета в содружестве с компанией «Арт деньги» в таком небанальном виде представлены эпизоды финансовой истории России (
на фото – декоративные образы 50 руб. и 5 руб.). Не исключено, что столь крупногабаритные образы денег делают иронический намек на то, что новые дензнаки 1961 года были, как раз наоборот, гораздо меньшего формата, за что их в народе нарекли «хрущёвскими фантиками», (банкноты образца 1947 года именовали «портянками Сталина»).
Керамические панно (опять же в гжельской эстетике), стилизованные под агитплакаты советской эпохи, взывают: «Брось кубышку! Заведи сберкнижку!»
(на фото). Надо отдать должное лаконичности и доходчивости такой пропаганды – особенно в сравнении с некоторыми бездарными образчиками нынешней банковской рекламы (пусть даже вдохновленной русской классикой).
На стенде демонстрировали технологию контроля подлинности купюр, известную уже в 60-е годы прошлого века: на выставочных «деньгах» проявляются тайные знаки – световые изображения профиля вождя пролетариата
(на фото). Безусловно, такая образная форма отражения финансовых реалий интересна тем, кто не слышал о денежной реформе 1961 года, да и всем другим посетителям: ярко и наглядно.
Кому невольготно развернутьсяКонечно, денежные организации могут позволить себе разные фантазии и развернуться во всю ширь. Труднее малым компаниям или творцам-одиночкам. В разговоре с одним из них удалось узнать, что выставочный стенд (самый скромный, без излишеств) обошелся в 30 тыс. руб. Плюс перелёт из родного региона, плюс съёмная квартира – выкатывает в целом под 90 тыс. А удалось ли что-то продать, отбить затраты? Напрямую – вряд ли, но наши участники скромные; они довольствуются и косвенным результатом; ценят возможность показать себя, завести полезные деловые контакты.
И всё же вопрос есть: почему бы не сделать послабление для малого бизнеса, хотя бы в стоимости стендов? Для сравнения: в беседах с китайскими участниками на прошлогодней выставке «Интерткань» выяснилось, что государство отправляет бесплатно полные самолеты своих соотечественников на заграничные выставки, продвигая национальную продукцию. То-то и занимали китайские ткани целый этаж на обширной экспозиции... Это не экспансия – это рациональная, активная экономическая политика, которая позволила КНР за последнее десятилетие выйти в первый ряд мировых экспортеров, практически по всем видам товаров.
Мода для народаУже не первый год в программе «Уникальной России» присутствуют модные показы, и это радует, поскольку привлекает не только специалистов, но и обычных посетителей, воспитывает вкус, несёт в массы культуру и эстетику, за что спасибо организаторам.
Особенно актуально продвижение отечественного дизайна одежды после ухода с рынка зарубежных марок. И многие признают, что русские дизайнеры успешно заполняют образовавшуюся нишу. В ходе выставки «Уникальная Россия-2025» будет представлено около сорока дизайнерских брендов.
В этот раз, как и в предыдущие годы, посетители выставки получили возможность окунуться в атмосферу модных веяний. Увенчается всё это великолепие 7 – 8 февраля вечерним показом этнической моды «Этноподиум», который представит Евразийская ассоциация этнодизайнеров. Ещё можно успеть!
Любовь КИЗИЛОВА
Фото «Свой проект»