Уникальная и многообразная
Заметки с художественно-промышленной выставки
06 февраля 2023
Никакие испытания не могут убить живую душу России, уничтожить творческий потенциал населяющих её народов. Как бы ни буксовала экономика и промышленность, как бы ни был тернист путь малого бизнеса в нашей стране, неистребимой остается способность народа к художественному творчеству, к самовыражению и самовозрождению. Такие ассоциации вызвала Третья художественно-промышленная выставка «Уникальная Россия», завершившаяся в Гостином дворе столицы в минувшее воскресенье.
Сквозная идея
Надо отдать должное организаторам, которые смогли не просто представить на огромной площадке более двадцати выставок и арт-проектов, но и попытались воплотить понятные каждому, сильные идеи. Прямо при входе посетителей встречал «Пояс России»: идёшь по кругу и читаешь 90-й псалом, один из мощнейших молитвенных текстов-оберегов (вышитый на бархате мастерицами предприятия «Торжокские золотошвеи», двенадцатиметровый пояс занесен в Книгу рекордов России). По замыслу создателей, предназначение уникального Пояса – «объединить людей, оградить их от бед и несчастий, чтобы они жили в мире и согласии» (фото вверху слева). Думается, в обществе, расколотом идейными противоречиями, молиться о единении самое время.

Создалось впечатление, что идея объединения и была представлена на выставке как сквозная. В конце экспозиции выросло «Дерево дружбы», которое на глазах публики создавала из глины народный мастер РФ Татьяна Полубинская: участники из разных стран и регионов дали свои глиняные фигурки, символизирующие их творчество или национальный колорит. Татьяна объединила эти элементы в общую композицию (фото вверху справа). Участница из Туркмении показывает на один из «листьев» чудо-дерева: «Вот мой узор». Сергей из студии народных промыслов «Гуслица» подмосковного Давыдкова показывает свой вклад – крошечных матрёшек. Слоник из Шри-Ланки соседствует с изображением озера Байкал -- от участников из Бурятии. «Мы предложили, и администрация выставки поддержала», - пояснила Татьяна идею рождения «Дерева дружбы».

Православная Русь в начале экспозиции и общее древо в конце -- полное соответствие духу выставки: наряду с русской объединяющей основой во всем блеске показано бесконечное творческое разнообразие, работы из десяти стран и 57 регионов Российской Федерации.

Отзывается в душе
Первая из посетителей, с которыми удалось пообщаться, учительница географии Любовь, поделилась впечатлениями от произведений живописи: «Это наша природа, которая в сердце отзывается». Отзываются в душе и такие проекты как серия портретов «За Русь святую»: благородные, аскетичные лики святых старцев, молитвенников, насельников Соловков (автор – Татьяна Гавриленко, фото вверху в центре). Эти портреты демонстрировались в 2019 году на выставке «Духовное наследие России» в Санкт-Петербурге.

Но вернемся к «Уникальной России». Пожалуй, каждый мог найти здесь то, что отзывается в сердце – символы современного пульса и древней истории; советской эпохи и новой России. Трудно перечислить все стили и направления представленных арт-объектов, которые наряду с классикой показывают потенциал новой волны молодых талантов. И это способно примирить с «не классикой» даже тех, для кого упоминание о современном искусстве звучит в лучшем случае скептически. Молодая художница Юлия Кочеткова пытается, по её словам, передать в красках «гармонию энергии космоса», и её картины, наполненные живым огнем ярких красок, вызывают именно такие ассоциации, не воспринимаются как дань моде (фото внизу слева). Печать компьютерной графики на металле (проект «Предстояние», Константин Худяков, Александр Сплошнов; фото внизу в центре), картины из кожи (Андрей Коробейников), предметы интерьера из цветного стекла (Антон Лукашов, Татьяна Петкова, фото внизу справа), гобелены с дивными птицами и зверями (братья Либа, Севастополь, фото - нижний ряд, слева) -- всё это радует разнообразием.

Энергия космоса соседствует с исконными русскими промыслами. Уникальная филимоновская игрушка - один из старинных промыслов Тульского края. Особая местная глина делает игрушку после обжига абсолютно белой, поэтому краски на её поверхности выглядят пронзительно ярко (фото - нижний ряд, в центре). Создателям филимоновской игрушки не откажешь в самоиронии по поводу национального менталитета: развеселый Иванушка сидит на печи в компании со Щукой – иллюстрация к известной сказке про бесшабашного и везучего русского парня. Иван с балалайкой, Щука с гармошкой. Таким героям нипочём и эпидемии, и санкции.


Есть на что посмотреть
Многие экспонаты подтверждали тему «уникальности», даже простые предметы обихода, одежда или обувь. Унты ручной работы (компания «Красунт», Красноярск) не только красивы, но и способны защитить от лютых морозов. Многие модели сделаны на современный манер (с удобной застежкой на молнию), но сохраняют традиционный северный колорит. Современность рядом с традициями, российское - с иноземным, и всё это вполне органично и уместно. Индонезийская резьба и батик, многоцветье узбекских шелков, калининградский янтарь – лишь часть огромного изобилия и разнообразия.

С аншлагом прошло зрелище на «Этноподиуме» выставки в предпоследний день её работы. Тепло принимали гусляра Любослава (фото - нижний ряд, справа), бурятского исполнителя горлового пения, модный показ одежды с национальным колоритом от дизайнеров из Бурятии, Казани, Сочи, Чувашии и т.д. В общем, было на что посмотреть и что послушать.

Одна из заявленных целей организаторов выставки -- показать Россию как страну уникальных возможностей, которая «хранит и развивает традиции многонационального народа, многообразие культуры и народного искусства, самобытность каждого региона». И надо признать, эта цель представляется достигнутой. Сожалеть остаётся лишь о том, что наиболее яркие и талантливые проекты, представленные на выставке, не получают широкой известности – например, на телеканалах, которые ежедневно являют миру нудные сериалы и прочую духовную жвачку. А «Уникальная Россия» - всего раз в год. (Продолжение темы – в разделе «Свой клуб»)

Любовь КИЗИЛОВА
Фото «Свой проект»
Made on
Tilda