«Интерткань Весна»: в чём новизна?

Заметки с выставки


17 марта 2025
Место встречи новое, а идеи – нет. Такой вывод можно сделать после посещения мероприятий деловой программы выставки «Интерткань. Весна», занявшей в этот раз новую площадку – весь столичный «Тимирязев Центр».

В тумане «определенных решений»
Мероприятие, открывшее деловую программу выставки (пленарная сессия, посвященная развитию экономики легкой промышленности), скорее разочаровало, чем вдохновило. Несмотря на крупный замах, сделанный в пространном названии сессии («Экономика легкой промышленности: эффективные модели управления и стратегические решения для развития отрасли в новом цикле. Швейная отрасль: текущее состояние, перспективы и необходимость развития»), осталось непонятным, какие же стратегические решения предлагаются для развития отрасли, каким образом планируется догонять главного конкурента – Китай, вновь наполнивший выставочные залы тьмой своих участников.

Президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин сообщил, что в швейной отрасли «за прошлый год произошли определенные изменения». Он также заявил, что «швейная отрасль будет развиваться при выстраивании определенной системы», но не прояснил контуры этой системы.
«Нам нужно кооперироваться с нашими коллегами на территории СНГ, потому что исторически, еще во времена Советского Союза, было определенное разделение, и оно сегодня сохраняется – в частности, например, в Киргизии были приняты отдельные меры по предоставлению очень серьезных льгот для швейной отрасли. И сегодня швейка существенно начинает сдвигаться, то есть не только российскому бизнесу, но и бизнесу других стран стало выгодно располагать и развивать швейные предприятия на территории Киргизии», – отметил глава Союзлегпрома. Куда и чья «швейка начинает сдвигаться», осталось непонятным.

Подобная унылая обтекаемость высказываний не позволила получить ответ на главный, судьбоносный для отрасли вопрос: как конкретно наш легпром собирается конкурировать с Китаем? О перспективах кооперирования «в рамках СНГ» говорилось как-то нетвердо, преимущественно в сослагательном наклонении.
Зато лидирование главного конкурента было признано вполне внятно: «Сегодня картина во всем мире, в том числе в Европе, такова, что модная, швейная индустрия рушится, а основной производитель текстильной продукции в мире – это Китай, 47 % мирового производства». Проанализировать бы опыт Китая: в чем суть успешной промышленной политики, как удаётся из года в год наращивать конкурентоспособность, лидируя не только в легпроме, а по всему спектру отраслей промышленности?
Год назад, представляя в СМИ созданную совместно с ВШЭ «Стратегию развития легкой промышленности до 2035 года», Андрей Разбродин отмечал: «Российский производитель сегодня занимает до 18 процентов рынка. Этого очень мало. Нам нужно дойти хотя бы до 50 процентов в ближайшее время, и это уже будет очень серьезным сдвигом».

В выступлении на экономической сессии нынешней выставки «Интерткань. Весна» задача ставилась так: «хотя бы частично защищаться от экспансии Китая». Вновь вспоминаются слова из известного анекдота: «С такими настроениями ты слона не продашь...».

Не зная, что такое тренд...
Отрадно, что наконец заговорили о необходимости союза промышленности с модой. Приходит осознание, что работать, образно выражаясь, «по старым лекалам» – значит терять клиента, что покупатель готов платить не просто за добротную, но однообразную одежду, а за модную, позволяющую выразить индивидуальность, обрести свой стиль.

Член правления «Союзлегпром», известный дизайнер Игорь Гуляев заявил, что в России есть большой потенциал и множество талантливых дизайнеров, которые могли бы участвовать в работе на крупных предприятиях. Он горячо высказался в поддержку опытных, квалифицированных мастеров, которых приходится собирать по стране «поштучно». «Мы собираем, мы удерживаем, просим их остаться, не уходить на пенсию, потому что только они могут поделиться мастерством с молодым поколением», – убежден Гуляев. Он призвал создавать высокую моду России, объединив усилия промышленности и дизайна: «Давайте делать модное, давайте делать тот продукт, который будет продаваться... Люди профессии должны знать, что такое тренд. В стране же многие работают и не понимают этого совершенно».

«Пацанам нормального уровня нечего носить...»
Эти же идеи Игорь Гуляев высказал и на мероприятии «Ткани для дизайнеров: проблема поиска и отбора» (организаторы нарекли встречу с посетителями нелепым термином «кейс-сессия»). Он высоко оценил уровень советских мастеров швейного искусства и призвал к продвижению отечественной моды на мировом рынке: «Старая гвардия невероятно крутая была в Советском Союзе – это не про моду, это про уровень, профессионализм... Я за то, чтобы мы делали своё, открывали по миру бутики и магазины». Глава модного дома IGORGULYAEV сделал шокирующее признание: его «молодая команда» отказалась работать с кремлевскими портными, ушедшими на пенсию, которых он пригласил к сотрудничеству, зная их высочайший уровень. Сам факт строптивости «молодой команды» весьма примечателен. Жаль, что дизайнер не уточнил, почему же так случилось, что помешало объединить опыт мастеров старшего поколения с амбициями молодых.
Возможно, ответ на подобные вопросы мог бы стать импульсом к развитию российской моды, богатой традициями. Их подтверждением является уникальный путь Надежды Ламановой, «поставщицы Ея Императорского Величества», пережившей арест в 1919 году и ставшей в 1922 членом Государственной академии художественных наук. Вспомним, что Ламанова стояла у истоков советской моды; в 1925 её коллекция в стиле «а-ля рюс» поразила Париж, и этот стиль покорил Европу. И никто не писал для Надежды Ламановой «концепций развития», всё делалось на энтузиазме и высочайшем профессионализме.

Однако вернемся к «кейс-сессии», её вела Татьяна Волкова, гендиректор РуТкани, производителя трикотажа. Она рассказала о проблемах выбора тканей для дизайнеров, обратив внимание на качество, устойчивость к износу и т. п. По мнению Игоря Гуляева, выбор тканей для дизайнеров весьма ограниченный. Он заметил, что «в СССР не было ассортимента, но было качество», и выразил недоумение в связи выбором тканей, закупаемых в других странах: «В Китае, в Индии я вижу много интересного и недорогого, и я не понимаю, зачем везут плохие ткани». Упор на спортивно-повседневный ассортимент в ущерб костюмной классике дизайнер оценил весьма красноречиво: «Зачем эти худи? Пацанам нормального уровня нечего носить». В общем, кутюрье был явно в ударе. Народу собралось много, в основном молодёжь – мест не хватало, многие слушали стоя.

Имеешь нефть – носи синтетику
Какие же тренды прогнозируются в производстве тканей на ближайшие два-три года? Ответ Татьяны Волковой на этот вопрос «Своего проекта» разочаровал: был назван весьма неутешительный тренд – наступление синтетики. По словам ведущей встречи, «рынок движется в сторону синтетических тканей», что якобы связано с экологичностью производства: появляются технологии, которые снижают расход воды и т. п. Г-жа Волкова представила убийственный мотив для следования России по такому направлению: «Этот тренд очевиден, мы как страна должны вписываться, у нас есть нефть». Вот так, ни много ни мало – «должны вписываться». Казалось бы, страна, обладающая богатыми запасами углеводородов, способна обеспечить своим гражданам приличный уровень жизни (а он вряд ли ассоциируется с одеждой из синтетики), ан нет: имеешь нефть – носи синтетику. Логика, мягко говоря, парадоксальная. Не сгладили удручающего эффекта и прогнозы Т. Волковой о том, что «будут активно развиваться ткани из грибной кожи (мицелия), из яблок, из водорослей, лиоцелл, крапивная ткань, конопля». Грибного мицелия на всех явно не хватит, да и цену таких изделий нетрудно представить. Так что в представленном сценарии, очевидно, избранные будут щеголять в нарядах из конопли и крапивы, а широкие массы хотя и скорбно, но экологически сознательно, облачатся в полиэфирные волокна.

Игорь Гуляев не поддержал синтетическую концепцию: «Я не сторонник искусственных тканей. Я сам за натуральные ткани, я за тактильность». И добавил тезис, совсем уж крамольный в глазах адептов синтетики: «Я был против экокожи и искусственного меха...». Правда, тут же слегка сдал обратно: «Но молодёжь это носит – недорого, цветовая гамма... И с ней [с экокожей] легче работать». В общем, как в реплике из известной советской комедии: «... зато дёшево, надёжно и практично!»

Ни пуха ни пера
В ходе яркой встречи И. Гуляева и Т. Волковой с посетителями выставки подтвердилось наличие острой проблемы, упомянутой на экономической сессии: нашему легпрому остро не хватает сырья, оно преимущественно импортируется. Однако при этом, как было упомянуто на той же экономической сессии, из России по заниженным ценам вывозится в Китай собственное сырьё – пух! Об этом с досадой говорил гендиректор компании ООО «БАСК» Владимир Богданов. Он заявил, что «пух – это чисто наше, российское сырьё», с которым происходит «полнейшее безобразие». В. Богданов упомянул, в частности, о подделках и о заниженных экспортных ценах. «Мы создали комитет по пух-перу и пишем письмо в Минпромторг», - заявил глава компании. «Надо запрещать экспорт пуха и наводить здесь порядок», - призвал он.
После этого выступления перестаю удивляться, почему легкое, теплое, модное пуховое пальто моей китайской знакомой стоило в Китае около 2,5 тыс. руб. (в переводе из юаней по курсу февраля). В России подобные изделия на сайте известного магазина зимней одежды предлагаются по цене не ниже 6 тыс. руб., а в каталоге продукции на сайте ООО «БАСК» не удалось найти женского пухового пальто дешевле 30 тыс. руб. Неудивительно, что китайцы, обучающиеся и работающие в нашей стране, предпочитают одеваться на исторической родине – качественная и модная текстильная продукция стоит там в разы дешевле. Почему? Очевидно, вот на такие вопросы должна давать концепция развития отрасли.

По словам председателя концерна «Беллегпром» Татьяны Лугиной, Белоруссия сохранила отрасль, действуют крупные текстильные предприятия, на которых работает по 4, 5 – 5 тыс. человек. Этот опыт тоже заслуживает пристального изучения.

Вместе с тем, по словам главы «Беллегпрома», «сегодня ни в России, ни в Белоруссии сырья для производства текстиля нет». Возможно, именно поэтому в качестве тренда на ближайшие годы (под лозунгом экологичности производства) нам предсказывают преобладание синтетики? Между тем, в России в былые времена в ряде регионов выращивали и хлопок, и лён; шерсть тоже была, пока не упало поголовье скота в животноводстве.

Главное впечатление по итогам посещения выставки остаётся неизменным: многие российские компании представляют продукцию, произведенную в Турции, Китае, Италии. «У нас есть магазин, есть склад» – такой ответ приходилось слышать в общении на многих стендах российских участников. В день закрытия выставки некоторые из них продавали образцы продукции; удалось выгодно купить пару отрезов красивой ткани (производство Турции, состав сырья, увы, - вискоза пополам с полиэстером; вот он, тренд на синтетику, будущее уже пришло к нам).

Встречались и те, кто представлял свою собственную, отечественную текстильную продукцию, но это скорее исключения, чем правило. Вместо тканей в нашем легпроме успешно производятся иные «полотна» – многостраничные концепции развития отрасли до N-го года, которые общую картину пока не меняют. При этом отчитываться о реализации предыдущих концепций как-то не принято.

Пожалуй, по итогам нынешней выставки новым можно назвать намечающийся тренд на более активное вторжение моды в швейную отрасль, хотя в реальной жизни и здесь пока зримые результаты пока не очень заметны. Вспоминая поездку в Санкт-Петербург (см. публикацию «Своего проекта» ), хочется найти ответ на вопрос: почему в северной столице активно развивается своя мода, на каждом шагу встречаются бутики, где местные дизайнеры предлагают одежду по вменяемым ценам, а в Москве этого нет? На «Интерткани» довелось пообщаться с известным дизайнером, петербургским художником Кириллом Овчинниковым (фото анонса), который ответил на этот вопрос весьма лаконично: «В Москве всё заточено на деньги. Только копируют...».

Сам дизайнер позиционируется как создатель бренда KirillOvchinnikov, «объединившего высокое изобразительное искусство и дизайн». И этот синтез очевиден в его работах. На стенде Кирилла были представлены яркие, впечатляющие образцы единой творческой линейки: одежда, обувь, платки, сумки, обои, фарфор, а также плод тридцатилетней работы – «философский, художественно-сатирический труд “Атлас Отражений”»; всё это и многое другое можно увидеть на сайте дома моды Кирилла Овчинникова. Возможно, такие мастера дизайна способны вдохнуть жизнь в нашу легкую промышленность и дать ей шанс на конкуренцию. Если нет сырья, должны же быть идеи...

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации: вверху – на стенде компании РуТкани; Татьяна Волкова и Игорь Гуляев на встрече с посетителями; принты для тканей, созданные искусственным интеллектом;
внизу (слева направо, сверху вниз) – «Шуйские ситцы», российский текстиль; на стенде фабрики нетканых материалов НИПРОМТЕКС из Курской области; манекены Группы компаний «ОРЕТЕКС» одеты в российское;
у компании Reava есть ателье, курсы шитья и магазины; Ольга (слева) из компании Furtex показывает модные турецкие ткани; новый мех – доступно для всех;
«Интай» представляет Китай; ААК – китайские молнии для всего легпрома; компания КНИТ, поставки швейного оборудования от мировых производителей;
анонс: дизайнер Кирилл Овчинников на стенде выставки «Интерткань. Весна».
Фото «Свой проект».
Made on
Tilda