Встреча с легендой

Хранители памяти о нашей Победе

02 февраля 2024
В конце января в России отмечалось 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Дорогой жизни называли доставку продовольствия в осажденный город и вывоза людей по льду Ладоги, а грузовики ГАЗ-АА, под вражеским огнем осуществлявшие эти перевозки, стали легендарными. Знаменитая полуторка представлена в постоянной экспозиции музея «Главные Оружейные Реликвии Армии» (Г.О.Р.А.) на Поклонной горе. С 2022 года над экспонатом шефствует компания ООО «РустаЛогистик». В минувшую среду её представители навестили подшефную полуторку, встретились с руководством музея. Участников встречи по праву можно назвать хранителями памяти о нашей Победе. Инициатива «РустаЛогистик» – достойный пример для других компаний отечественного бизнеса.

Генеральный директор ООО «РустаЛогистик» Екатерина Кузина и заместитель генерального директора компании Сергей Бураго поблагодарили руководство музея за огромную работу по сохранению экспонатов, олицетворяющих память о Великой Отечественной войне. Советник генерального директора «РустаЛогистик» Сергей Новиков вручил директору Музея Г.О.Р.А. Андрею Батурину модель легендарного автомобиля ГАЗ АА.

Сергей Бураго рассказал «Своему проекту», что весной команда «Руста Логистик» проведёт профилактические работы для поддержания состояния уникальной полуторки: «Освежим, почистим, покрасим автомобиль». Сотрудники музея Г.О.Р.А. (недавно получил статус филиала Музея Победы) окружают постоянной заботой экспонаты, находящиеся круглый год под открытым небом; грузовик выглядит так, будто хоть сейчас готов отправиться в рейс.

В годы войны полуторка прошла тяжелые испытания. Как отмечает один из источников, на Дороге жизни, официально именовавшейся военно-автомобильная дорога №101, за первые две недели её существования под лёд ушло 157 автомобилей; за всю первую зиму – около тысячи. Во вторую зиму потери были меньше – немного более сотни, но в итоге утонула каждая третья «полуторка», доставлявшая продовольствие в блокадный Ленинград и вывозившая оттуда людей.

Водители грузовиков, двигавшихся при слабой освещенности, могли не заметить смертельно опасную полынью, поэтому нередко шли с открытой дверью кабины, чтобы успеть выпрыгнуть в случае ухода под лёд. По сути, каждый из водителей ГАЗ АА, совершавших эти рейсы, был подлинным героем. Грузовики шли по Дороге жизни под непрерывным вражеским обстрелом, в условиях сорокоградусных морозов. В «Ленинградской поэме» Ольги Берггольц (1942) описан реальный случай с водителем полуторки, у которого руки были так обморожены, что он не мог справиться с ремонтом застрявшего в пути автомобиля. Парень облил свои руки бензином и поджёг, чтобы выполнить задачу – доставить мешки с мукой голодным людям:

И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.

Уходя в рискованный путь по льду Ладоги с хлебом для голодающих ленинградцев, водители видели табличку с надписью: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!».

Грузовик ГАЗ АА был «практически основным автомобилем во время войны» – не только перевозившим людей и грузы, но и санитарным, и почтовым, рассказал участникам встречи заведующий отделом технического сопровождения и обеспечения Рашид Насыбулин. Производство полуторки началось в годы индустриализации, 29 января 1932 года. Всего было выпущено 985 тысяч этих машин разных модификаций. Автомобиль был прост в производстве и обслуживании, при этом очень надежен, вынослив и неприхотлив. Эти качества сделали его особенно ценным на фронте, настоящей рабочей лошадкой военных лет. Технические особенности позволяли ГАЗ АА работать на низкосортных видах топлива, включая лигроин и керосин. Представленная в экспозиции полуторка, о которой теперь заботится команда «РустаЛогистик», была найдена поисковиками на местах боев в Смоленской области.

Соглашение о шефской помощи между музеем и «РустаЛогистик» было заключено 22 ноября 2022 года. Было бы прекрасно, если бы и другие экспонаты обрели своих шефов. Советник генерального директора «РустаЛогистик» Сергей Новиков в комментарии «Своему проекту» рассказал, что музей предоставил руководству компании своего рода карт-бланш на ведение переговоров с бизнес-партнерами о возможной поддержке этой инициативы. Интерес к достойному начинанию уже проявили некоторые московские компании – «Металлпластизделие», колледж «КЭСИ» и другие.

Гостей музея познакомили с хранящейся в запасниках зарубежной и советской техникой военных лет, включая санитарный автомобиль ГАЗ 55 (знакомый зрителям по фильму «Кавказская пленница»), артиллерийский тягач «Комсомолец»; американские грузовик Dodge WC-62 Truck, командирский полноприводный автомобиль Wiilys MB, снегоболотоход Studebaker М29С; английский заднеприводный автомобиль Morris Commercial C8; немецкие полноприводный грузовик Einheints-Diesel (Германия), конная телега Feldwagen c/95, оснащенная тормозом и иными диковинными приспособлениями, и т. д.

Память о Великой Отечественной войне всегда будет жить в нашем народе, потому что эта война коснулась своим роковым крылом почти каждой семьи. Трудно переоценить усилия тех, кто помогает сохранить эту память. Расстояние, отделяющее нас от минувшей войны, по меркам истории совсем небольшое, и связующая нить поколений крепка. В этом убеждают некоторые удивительные факты.

Оказывается, в послевоенные годы в течение пятнадцати лет в СовТрансАвто (ныне группа компаний «Руста», с которой исторически связана «РустаЛогистик») работал дальнобойщиком Александр Бучин, бывший личный водитель маршала Георгия Жукова. В одной из публикаций рассказывается, что именно А. Бучин, прошедший с маршалом всю войну, доехал с ним до Берлина и 8 мая 1945 года привёз в Карлхорст (район в составе берлинского административного округа Лихтенберг) подписывать Акт о капитуляции Германии во Второй мировой войне. Он же привозил Жукова и в Москву на Парад Победы 24 июня 1945 года, сообщалось в МК.Ru. Это ещё одно подтверждение, что шефствующая над легендарной полуторкой компания «РустаЛогистик» продолжает эстафету памяти нашей Победы.

Любовь КИЗИЛОВА


Иллюстрации: вверху – на встрече представителей «РустаЛогистик» с руководством музея (слева – Андрей БАТУРИН, справа – Екатерина КУЗИНА);
внизу: техника военных лет из запасников музея – произведенная в СССР, трофейная и полученная от союзников (представляет экспонаты Рашид НАСЫБУЛИН).

Фото «Свой проект»
Made on
Tilda