Простые истины
Заметки с инженерного форума
Инженерам предлагают зарплату ниже, чем курьерам. Технические вузы должны выпускать классных инженеров, а не просто менеджеров. Цифровизация – не самоцель, а инструмент. Эти простые истины звучали в выступлениях участников Московского международного инженерного форума, проходившего под девизом: «Инженерные кадры – основа технологического суверенитета».

Много или мало
Форум, курируемый Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей, проводится уже десятый раз. И из года в год говорится о необходимости повышать престиж инженеров, устранять перекосы в оплате их труда и т.п. Правда, до сих пор так и остаётся непонятным: у нас избыток инженеров или недостаток?

Директор департамента стратегического развития Минпромторга России Алексей Матушанский, выступая на форуме, сообщил, что в обрабатывающей промышленности России сейчас занято 10 млн. человек. Это много или мало? Анализа показателя нет. Есть общие слова: потребность в кадрах будет только возрастать.

Ещё один показатель из этого выступления: к 2024 году планируется выпустить около 40 тыс. квалифицированных инженерных кадров. Это обеспечит потребности производства? Эти люди найдут работу по специальности?

И главное: что понимаем под технологическим суверенитетом, каков его критерий? Конечно, никто не ставит задачу поднимать на щит идею «чучхе», полностью изолироваться от международной кооперации, но по критически важным направлениям мы должны обрести независимость? Какой же уровень иностранного присутствия считается приемлемым для технологического суверенитета? Каков он сегодня в ключевых отраслях?

На выставке в рамках форума были представлены, например, отечественные беспилотники. Однако, как выяснилось из разговора со специалистами, около половины комплектующих в экспонируемой разработке (в том числе двигатель) – зарубежного производства.

Привлек внимание ещё один экспонат – макет широкофюзеляжного летательного аппарата ЭКИП. Амфибийные безаэродромные высокоэкономичные летательные аппараты выполнены в виде толстого крыла малого удлинения, в котором объединены функции крыла и фюзеляжа (фото внизу слева). Создание таких аппаратов стало возможным за счет объединения усилий специалистов ведущих предприятий авиационной и ракетно-космической отраслей, но некоторых (например, Саратовского авиазавода) уже не существует. Перспективная разработка не завершена, хотя все основные идеи, заложенные в аппараты «ЭКИП», запатентованы в России и за рубежом.

Вне всякого сомнения, в стране есть талантливые инженеры и конструкторы, почему же до сих пор сохраняется зависимость от запада, почему останавливаются конвейеры после ухода зарубежных фирм?
На днях сообщалось о возобновлении производства на автозаводе "Москвич". Однако выход на полную технологическую независимость планируется только к 2027 году. А конкуренты ждать не будут. На конец октября на российском рынке было реализовано более 12 тыс. автомобилей китайских марок, это 29,5% от общего объема проданных в 2022 году автомобилей, сообщает Autonews. А с 14 по 20 ноября объем продаж новых автомобилей китайских брендов на отечественном рынке составил рекордные 31,2%. Ещё лет десять назад о китайских производителях автомобилей никто не слышал, а сейчас, по данным «Жэньминь жибао» онлайн, общий объём экспорта автомобилей из Китая превысил 2 млн единиц в прошлом году.

«Каково положение?»
Рейтинг самых необходимых профессий в Москве говорит о полной невостребованности инженеров. В документе под названием «Приложение к Приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 21 января 2022 г. № 33», который можно найти в интернете, представлен «Перечень востребованных профессий, специальностей, компетенций (навыков, знаний), универсальных личностных компетенций для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан по направлению службы занятости населения города Москвы на 2022 год». В этом перечне раздел «Профессии» составляет 34 позиции. В первой десятке инженера нет. Лидируют: арматурщик (строительные, монтажные и ремонтно­строительные работы), бетонщик, водители грузового и городского транспорта, водитель погрузчика, кассир торгового зала, маляр, машинист экскаватора, монтажник (системы вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, санитарно­технических систем, оборудования и др.), оператор механизированных и автоматизированных складов/кладовщик, облицовщик-­плиточник. Нет инженера и во второй десятке. Он вообще отсутствует в списке требуемых городу профессий.

А можно ли судить о востребованности инженера по уровню его зарплаты? Некоторые выступавшие говорили о «перекосах» в оплате труда инженера. Однако опять же не приведено статистических данных. Какова зарплата инженера в среднем по стране? По секторам экономики, по регионам, по отраслям промышленности? Какова динамика – по сравнению с прошлым годом; в условиях нынешнего кризиса?

В отсутствие этой статистики обратимся к отдельным высказываниям о «перекосах», например в выступлении советника министра обороны РФ Андрея Ильницкого. В презентации он представил два объявления о вакансиях: инженера и пешего курьера: соответственно, 35 и 85 тыс. руб. (фото вверху). Не хочется излагать банальные истины, но как можно это прокомментировать? Общество, в котором возможны подобные пропорции в оплате труда, вряд ли находится на пути к технологическому суверенитету. Курьеры встречаются в Москве на каждом шагу, их всё больше. Как не вспомнить слова из «Ревизора»: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?»

Действительно, каково же положение? Справедливости ради надо признать, что на сайтах кадровых агентств сегодня можно встретить объявления о вакансиях с более высокой зарплатой, чем в упомянутой презентации. И всё же судить об уровне зарплаты инженеров хотелось бы не по разрозненным данным из объявлений, а по более системным ориентирам.

Что-то физики в загоне…
По словам А. Ильницкого, фундаментальное техническое образование приобретает особое значение: «А кого мы готовим сегодня – классных инженеров или менеджеров?» Физико-техническую суть процессов студенты не изучают, отметил советник министра обороны. Он убежден, что «главная задача в кадровом обеспечении ОПК - не количество, а компетенция». С физикой беда: сегодня средний балл на ЕГЭ по физике – 54, это «троечка» или «три с плюсом».
Дефицит кадров на предприятиях ОПК – более 50%, средний возраст – 45 лет, научная школа стареет, отметил представитель Минобороны. Качество подготовки инженеров он назвал «имитацией высшего образования». Кроме того, в его выступлении прозвучала простая истина, которую заслоняют разговоры о сверхзначимости цифровизации: «Программирование – это важно, но это только инструмент».

Для обеспечения оборонки качественными инженерными кадрами «необходима кадровая национальная доктрина ОПК», -- заявил А. Ильницкий. Он сообщил, что уже написал её четыре года назад. Будет ли поддержан такой документ, сказать трудно, поскольку пока неизвестна его концепция.

А высказывание о перекосах в оплате инженерного труда нашло поддержку. Председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Елена Панина признала, что «перекосы с зарплатой недопустимы». Это государственная задача, но решать её придётся в условиях рынка, отметила она. Как это совместить? Ответа нет. Может быть, конкретные предложения появятся в рекомендациях по итогам форума.

Возможно, войдёт в рекомендации и предложение индексировать пенсии работающим пенсионерам. Люди с большим инженерным опытом могут и хотят работать. Однако, признал один из руководителей производства, просят выдавать им зарплату «в конвертах».

Что-то слышится знакомое...
В день проведения форума на Балтийском заводе прошла церемония спуска на воду атомного ледокола «Якутия» и поднятия государственного флага России на атомном ледоколе «Урал». На сайте Минпромторга отмечается, что новые атомоходы - это самые большие и мощные ледокольные суда в мире, их главная задача – «обеспечить круглогодичную навигацию в западном районе Арктики». Это действительно событие в отечественном судостроении, конкретный шаг к технологическому суверенитету.

Кстати, в связи с успехами Балтийского завода уместно вспомнить, как жили инженеры в начале прошлого века. Герой романа А. Толстого «Хождение по мукам» молодой инженер Иван Телегин пришел работать именно в мастерские Балтийского завода. Ему дали «для устройства личных дел трехдневный отпуск», и он нашел квартиру: «пять небольших комнат с чисто вымытыми окнами, обращенными на закат». Сообщив об этом будущей жене Даше, он получил письмо с нежным укором: «…вы сняли квартиру в целых пять комнат. Подумайте - в какие расходы вы вгоняете себя... А прислуга, - нужно держать двух женщин, это по нашему-то времени». Каково бы молодому инженеру по нашему времени снять пятикомнатную квартирку, да нанять два человека прислуги? Простая истина: пока не будет в обществе достойного положения инженера, адекватного отношения к его труду, никакого технологического прорыва не получится.

С удивлением узнаем из СМИ, что некоторые управленцы уже сегодня рапортуют о достижении цифрового суверенитета. Так, РИА Новости 25 ноября приводит слова главы Минцифры РФ Максута Шадаева: «Россия достигла цифрового суверенитета - практически все иностранные компании из сферы информационных технологий ушли с её рынка, и эта отрасль страны имеет все возможности, чтобы активно развиваться». Если так, то мы уже и в автопроме «достигли суверенитета», и везде, откуда ушли иностранные компании… Впрочем, министр уточнил: «ниши, которые занимали "иностранные решения", будут массово замещаться российскими технологиями». Что-то похожее мы уже слышали: наверно, в 2014 году, когда принималась программа импортозамещения.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

Made on
Tilda