Вопреки всему

Как малый бизнес встретил Новый год

Несмотря на ужесточение экономических условий, малому бизнесу в целом удаётся удерживать свои позиции. По данным ФНС, представленным в Едином реестре субъектов МСП, общее количество таких компаний за минувший год выросло, причем в основном за счёт микропредприятий.

Выживают, хотя и мельчают
Такие выводы можно сделать, сравнив данные реестра МСП по состоянию на 10 декабря 2022 года и на 10 декабря 2021. Общее количество субъектов МСП за это время выросло с 5 839 009 до 5 969 046, то есть на 130 037 или на 2, 23 %. Хотя и небольшой, но всё же плюс. В создавшихся условиях такой результат можно считать довольно неплохим.

Три года пандемии, частичная мобилизация – беспрецедентные факторы ухудшения экономической ситуации, на удивление, не сломили малый бизнес. Он в очередной раз продемонстрировал свою гибкость и приспосабливаемость к обстановке. На то он и малый! Причины такой высокой жизнестойкости анализировал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов в публикации от 29 марта 2022: «Малый и средний бизнес - это наиболее гибкая и наиболее адаптируемая к санкциям часть экономики. Именно малые и средние предприниматели в условиях серьезного нарушения привычных экономических цепочек и связей могут гораздо быстрее больших неповоротливых структур восполнять товарные и технологические "разрывы"».

Бизнес-омбудсмен отмечает, что малые «меньше крупных компаний зависят от прямого санкционного давления, более динамичны в использовании трудовых ресурсов и создании при необходимости новых форм занятости». Они быстрее реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, меняют контрагентов, более гибко регулируют занятость. «В принципе, они даже основной профиль могут менять гораздо быстрее - перестраивая производственный процесс и логистику», - заключает Б. Титов.

Однако если рассмотреть структуру динамики за минувший год, можно обнаружить, что суммарный рост числа субъектов МСП связан с «обмельчанием»: с 10 декабря 2021 по 10 декабря 2022 число компаний из категории «микро» выросло с 5 608 075 до 5 738 336, то есть на 130 261. При этом количество из категории «малых» уменьшилось на 308. Количество субъектов из разряда «средних» изменилось несущественно (выросло на 83). Как видим, микро стало больше, малых – меньше, средние остаются на плаву.

Напрашивается очевидный вывод: компании из категории «малые» переходили в «микро», то есть мельчали. Ясно, что в благоприятных экономических условиях обычно идут совсем другие процессы: микро-компании растут и развиваются, пополняя категорию «малых».

Как настроение?
Назвать благоприятной существующую ситуацию не позволяют оценки самих предпринимателей. По данным информационно-аналитического материала ВШЭ, во втором квартале 2022 года композитный Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ), обобщающий результаты конъюнктурного мониторинга базовых отраслей экономики и опросов населения, снизился на 9,1 пункта относительно предыдущего квартала, до отметки 94,1.

В исследовании отмечается, что «несмотря на ухудшение совокупных экономических настроений российских предпринимателей и потребителей, выявленный спад был не таким глубоким, как в кризисные периоды 2015 -16 гг.». Не сравним он и с обвалом индекса настроения на пике финансового экономического кризиса 2008 - 2009 годов, а также и «в эпицентре коронавирусной атаки в 2020 г.». Так, в начале 2008 года значение индикатора опускалось до 70, а во втором квартале 2020, после рекордного по глубине и интенсивности падения, оно составляло 64,5. Как видим, если судить по индексу настроения предпринимателей, самым страшным нынешний кризис не назовёшь.

Интерес представляют и другие исследования. Так, по оценке аналитического обзора Национального рейтингового агентства (НРА), выпущенного в октябре 2022 года, «в 2022 году и в течение 2023 года риски в сегменте МСП будут оставаться повышенными по отношению к периодам с более благоприятным экономическим циклом».

По мнению авторов аналитического обзора, наиболее опасными рисками для предприятий МСП будут следующие факторы: снижение спроса на товары и услуги; сокращение рентабельности; потеря ключевых поставщиков в результате санкций; ухудшение сроков и условий платежей за сырье и за поставленную продукцию; логистические риски; ужесточение политик кредитования банками; потеря ключевого персонала; рост мошенничества; постепенное сокращение господдержки.

Трудно назвать утешительным прогноз НРА: по его базовому сценарию, совокупный оборот малых и средних предприятий в реальном выражении может восстановиться к уровню доковидного периода только к 2026 году.

Новогоднее желание домашнего кондитера
Однако помимо статистики и аналитики интересно и мнение самих малых предпринимателей. Одна из них, пожелавшая остаться неизвестной (условно назовём её Ларисой) согласилась рассказать о себе и ответить на вопросы «Своего проекта». Лариса живёт в Подмосковье и работает в малом бизнесе более тридцати лет. В «лихие девяностые» продавала с лотка во Владимирской области окорочка из «Союзконтракта»; в условиях тотального дефицита торговала туалетной бумагой и мылом; рисовала и продавала матрешек с физиономиями известных персон на вернисаже в Измайловском парке; открывала магазины чайно-кофейной и иных потребительских товаров. В последние годы – домашний кондитер, причём высочайшей квалификации. Огромный опыт в бизнесе помогает Ларисе почувствовать спрос, два высших образования (техническое и экономическое) позволяют успешно осваивать и накапливать новые знания, а высокие коммуникативные навыки – отлично ладить с клиентами.

Вот ответы Ларисы на вопросы «Своего проекта».

-- Что было главным для предпринимателей в уходящем году?
- Этот год был очень нервным. Я смотрела на знакомых предпринимателей и видела, что они в крайнем напряжении, прежде всего из-за неопределенности. Я говорила знакомым – ничего не бойтесь, делайте, то, что должно. Даже в неопределенной ситуации надо просто работать. Коллеге, выпускающему мебель, например, говорила: закупайте исходники и продолжайте делать вашу мебель. Жизнь продолжается; все будут есть, пить и покупать мебель.

-- Главное новогоднее желание?
-- В 2023 открыть свой кондитерский цех, пусть сначала совсем небольшой. Кондитерский цех – это наиболее понятно и востребовано. Буду делать продукцию, которая, как я заметила, пользуется постоянным спросом: «медовики», «наполеоны», торт «Прага» -- всего около восьми позиций, но высочайшего качества, на профессиональном уровне, с тщательно отобранными продуктами (сливочное масло с фермы, сливки из хорошо знакомого кондитерского магазина и т.п.). Ещё, наверно, будут русские закусочные пирожки – такие, «на два укуса», их часто заказывают для банкетов.

-- Кто будет работать в цехе?
-- Это будут молодые люди. Правда, сейчас молодые хотят быть сразу директорами, неправильно себя оценивают, но кому-то надо быть и кондитерами. Я могу дать в руки профессию, обучить человека, и он всегда себе на хлеб заработает. Конечно, я таких людей найду. Для начала – одного-двух, потому что нужны средства на дорогое оборудование (печи-пароконвектоматы; самый дешёвый - около 100 тыс. рублей, а импортные стоят запредельно). Надо рекламу давать в соцсетях, раскручивать продукцию. Пойдет народ – значит буду расширяться.

- Похоже, оптимизма хватает?
- Мне – да. Есть известный критерий оптимизма, про стакан, который наполовину полон или пуст. У меня стакан не только полный, а из него просто льётся.

- Что в основе оптимизма?
- Даже в непростое время люди хотят есть, пирамиду Маслоу никто не отменял. И даже в трудные времена мы получаем гормон радости дофамин из сладостей. Десерт, тортик – это всегда радость, это положительные эмоции – и для того, кто дарит, и для того, кто получает. Это не стандартный тортик из супермаркета, в котором вместо сливочного масла спред. Ценность продукции не только в её материальной сущности. Кондитер продаёт эмоции. Настоящие русские пирожки – это воспоминание о бабушке, о маме, о доме своего детства.
Мне 60 лет, но я не собираюсь вязать носочки и жить исключительно жизнью детей и внуков. Я буду внукам передавать свой бесценный жизненный опыт, точить их под этот мир, водить в театры, а не вытирать носы.

- Что может помешать осуществлению новогоднего желания?
- Сейчас мне не хватает смелости той Ларисы, которая была десять лет назад. Я начинала новые бизнесы, продавала старые, уходила с поля, зная, что с поля же что-то и придет. Надо дерзать.
Но люди не дерзают даже желать. Выбрасывают негатив на публику, в соцсетях. Даже у тридцатилетних не хватает полета.

- Что такое свобода предпринимательства?
- Она всегда внутри тебя самого. Я говорю себе: или ты свободна внутри себя или ты унылая кукушка, заезженная жизнью. И ещё я говорю себе: не бойся изменить жизнь, будь внутренне свободна, и тебе поможет даже космос.

Любовь КИЗИЛОВА

Made on
Tilda